Dmitrii Antropov Artist Statement

Media artist, art historian, creative coder. He attended School of Improvisational Music (SPB) and New Media Lab (SPB). Individually and as a member of GODA media artist collective shows his works at international exhibitions, conferences and festivals. Believing that technology extends the boundaries of traditional art means, he mainly creates interactive installations and technically complex audio-visual performances.

"Медиа превратили нас в художественных производителей. Технологии уподобили нас художникам, но против нашего желания. Мы, подписчики инстаграма неустанно производим образы. Более того, любую свою фотографию благодаря нейросетям мы с легкостью превращаем в шедевры Джексона Поллока и Люсьена Фрейда. Кто, если не каждый из нас - художник. Постиндустриальная экономика опустошила заводы, но заполнила спальные районы бесплатными производителями смыслов.

Я же хочу двигаться в сторону освобождения, в сторону лени - этой действительной истины человечества. Освободить от художественного труда способна машина, которая с рождения работает на благо человечества. Ведь именно она освободила полчища бездельников, дав им в руки телефоны - главный творческий инструмент современности - и тут же превратила их в рабочих, но уже художественных. Следующий логичный шаг - освобождение художественного работника от творческих тупиков, мучительных выборов и бесконечных поисков - может осуществиться только усилиями машины.

Под машиной следует понимать не только и не столько технический объект, но любую хорошо отлаженную систему, вроде машины государственного управления и подавления, рыночных отношений и потребление, художественного производства. Система искусства должна уже, наконец, оставить в покое художника и воспроизводить сама себя. То же касается и бедного зрителя, вынужденного тратить временные, денежные и интеллектуальные ресурсы на посещение выставок, хотя компьютерные мощности давно позволяют разгрузить его интеллектуальные усилия. Освободить художника и зрителя от гнета художественной системы мы можем, лишь позволив функционировать им без людей.

Поэтому я делегирую машине не только сотворение произведения, но и право на художественный поиск (фильтрацию), художественный жест (рандомизацию) и работу с контекстами (интеракцию). Я даю машине место для говорения. Моя мечта - искусство, создаваемое машинами-художниками для машин-зрителей.

Один из моих последних проектов - лента Мёбиуса - частично реализует озвученные идеи. Воспользовавшись формальными методами медиа-археологии, я механически обнаружил сведения об экране в форме ленты Мёбиуса - виртуальном проекте Алексея Исаева. Эта идея была осмыслена мной как чертеж некоего нереализованного механизма. Реальное воплощения чертежа Исаева в реальность и стала единственным художественным жестом, принадлежащим мне самому. Остальное я делегировал системе экспонирования и создателям контента.

Лента Мебиуса из чисто авторской идеи стала коллективной работой и экспонировалась на фестивале «Media In» в течение трех дней. Художники, которым я предложил поучаствовать в проекты столкнулись с проблемой поиска нового содержания, поскольку экран открыл ранее невообразимые и неосознаваемые ими возможности. Именно такие проекты, подобные дадистким машинам смысла, самостоятельно порождающим новый художественный опыт, представляет для меня наибольшую ценность. "