Georgii Oblapenko Artist Statement

Mathematician, aerospace engineer, musician. Attended School of Improvisational Music (SPB). As a member of GODA media artist collective shows his works at international exhibitions, conferences and festivals. Working on sound design and algorithms for interactive installations, he strives to integrate the audience into becoming artists themselves.

"В современном медиа-искусстве наиболее актуальным направлением мне кажется разработка способов придания зрителю статуса непосредственного участника произведения, от действий которого зависят создаваемые объектами визуальные и аудиальные образы; стирание граней между понятиями “зритель”, “слушатель” и “художник”. Мне интересны попытки уравнять роли зрителя и художника в различных контекстах, причем сделать это на материальном, физическом уровне.

И именно “современные технологии”, как бы банально не звучало это словосочетание, позволяют работать в этом направлении – художник занимается программированием алгоритмов, способов взаимодействия компьютера/машины со зрителем (хотя вернее назвать зрителя участником), а участнику предоставляется не готовое самодостаточное произведение искусства, а лишь своего рода инструментарий, без работы с которым невозможно создание законченного арт-объекта. В итоге реальное законченное произведение является синтезом работы трех сторон – художественного коллектива, машины, и зрителей-участников.

Использование вероятностных алгоритмов позволяет, следуя идеям Джона Кейджа, избежать явного выражения личностной составляющей как художников-создателей объекта, так и зрителя-участника, взаимодействие которого с объектом порождает конечное произведение, таким образом, зрителю-участнику предлагается выступить в роли творца “чистого искусства”, не привязанного к личностному опыту и переживаниям кого бы то ни было, получить удовольствие от самого процесса и обезличенного результата.

Использование вероятностных алгоритмов имеет и вторую сторону - итоговый результат в принципе не может быть статичным, что заставляет зрителя-участника пробовать новые способы взаимодействия с арт-объектом, открывать новые возможности, по-разному интерпретировать и воспринимать увиденное им результирующее произведение, которое в силу своей стохастической природы становится уникальным и нереконструируемым.

Один из недавних проектов – аудио-инсталляция RE:Play, которая была продемонстрирована в Санкт-Петербургском Музее Звука. Инсталляция представляла собой интерактивную графическую партитуру, которая выступала одновременно и предметом визуального искусства, и интерактивным архивом аудиозаписей выступлений Санкт-Петербургского Импровизационного Оркестра и занятий Школы Импровизационной Музыки, и музыкальным инструментом для создания конкретной музыки. Мне интересно побуждать зрителя к самостоятельному поиску способов взаимодействия с объектом и изучению его свойства и особенности, к координации своих действий с другими участниками с целью создания сложных и необычных произведений, и данная аудио-инсталляция во многом воплотила в себе эти желания и идеи."